история–11
сайты - меню - вход - новости




Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Задание 4 № 223

Как автор от­но­сит­ся к прав­ле­нию Бориса Годунова? При­вле­кая знания по истории, при­ве­ди­те два объ­яс­не­ния такого отношения.


«В усердной любви к гражданскому образованию Борис превзошел всех древнейших венценосцев России, имев намерение завести школы и даже университеты, чтобы учить молодых россиян языкам европейским и наукам: в 1600 году он посылал в Германию немца Иоганна Крамера, уполномочив его искать там и привезти в Москву профессоров и докторов… Сие важное намерение не исполнилось, как пишут, от сильных возражений духовенства… Но оставив мысль заводить университеты в России, царь послал 18 молодых

боярских людей в Лондон, в Любек и во Францию учиться языкам иноземным, так же как молодые англичане и французы ездили тогда в Москву учиться русскому… он звал к себе из Англии, Голландии, Германии не только лекарей, художников, ремесленников, но и людей чиновных в службу.

Он не был, но бывал тираном; не безумствовал, но злодействовал, подобно Иоанну, устраняя совместников или казня недоброжелателей. Если Годунов на время благоустроил державу, на время возвысил ее во мнении Европы, то не он ли ввергнул Россию в бездну злополучия почти неслыханного – предал в добычу ляхам и бродягам, назвал сонм мстителей и самозванцев истреблением древнего племени царского? Не он ли наконец, более содействовал уничтожению престола, воссев на нем святоубийцею?»

Пояснение.

Правильный ответ дол­жен содержать сле­ду­ю­щие элементы:

1) автор дает про­ти­во­ре­чи­вую оценку де­я­тель­но­сти Бориса Годунова;

2) объяснения, например:

— его прав­ле­ние стало одной из при­чин Смуты, в ходе ко­то­рой Россия могла по­те­рять свою независимость;

— его счи­та­ли виновным в ги­бе­ли малолетнего царя Дмитрия;

— народ счи­тал его не­на­сто­я­щим царем, по­то­му что он был из­бран на Зем­ском соборе;

— уде­лял большое вни­ма­ние развитию об­ра­зо­ва­ния (стремился за­ве­сти школы, университеты);

— стре­мил­ся проводить реформы.

Источник: РЕШУ ВПР: Вариант для подготовки 18.