СДАМ ГИА: РЕШУ ВПР
Образовательный портал для подготовки к работам
История для 11 класса
история–11
сайты - меню - вход - новости


Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Задание 2 № 89

Какое ис­то­ри­че­ское со­бы­тие нашло от­ра­же­ние в до­ку­мен­те? Как ис­то­ри­ки опре­де­ля­ют роль этого со­бы­тия? На­зо­ви­те век, к ко­то­ро­му оно от­но­сит­ся.


Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-СЗ. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

 

Из работы Н. М. Карамзина «История государства Российского».

 

«Самовластие в России утвердилось с общего согласия граждан: так повествует наш летописец — и рассеянные племена славянские основали государство. Отечество наше, слабое, разделённое на малые области, обязано величием своим счастливому введению монархической власти.

    Варяги... правили ими без угнетения и насилия, брали дань лёгкую и наблюдали справедливость. Господствуя на морях, варяги, или норманны, долженствовали быть образованнее славян или финнов, могли сообщить им некоторые выгоды новой промышленности и торговли, благодетельные для парода. Бояре славянские, недовольные властию завоевателей, которая уничтожала их собственную, выгнали их; но распрями личными обратили свободу в несчастье... и ввергнули отечество в бездну зол междоусобия. Тогда граждане вспомнили, может быть, о выгодном и спокойном правлении норманнском: нужда в благоустройстве и тишине велела забыть народную гордость; и славяне, убеждённые — так говорит предание — советом новгородского старейшины Гостомысла, потребовали властителей от варягов.

    Братья, именем Рюрик, Синеус и Трувор, знаменитые или родом или делами, согласились принять власть над людьми, которые, умев сражаться за вольность, не умели ею пользоваться».

1
Задание 3 № 90

Ис­поль­зуя текст до­ку­мен­та и ваши зна­ния по ис­то­рии, ука­жи­те, какие точки зре­ния су­ще­ству­ют в ис­то­ри­че­ской науке по дан­но­му во­про­су, и рас­крой­те со­дер­жа­ние каж­дой из них.

Источник: РЕШУ ВПР: Вариант для подготовки 7.

2
Задание 4 № 91

В чём видит Н. М. Ка­рам­зин осо­бен­но­сти опи­сы­ва­е­мо­го им яв­ле­ния? Какие до­во­ды при­во­дит ис­то­рик, го­во­ря о ци­ви­ли­зу­ю­щей роли ва­ря­гов? Ука­жи­те всего не менее трёх по­ло­же­ний.

Источник: РЕШУ ВПР: Вариант для подготовки 7.

По­яс­не­ние.

Пра­виль­ный ответ дол­жен со­дер­жать сле­ду­ю­щие эле­мен­ты:

1) в до­ку­мен­те нашёл от­ра­же­ние факт при­зва­ния на Русь ва­ря­гов;

2) это со­бы­тие не­ред­ко рас­смат­ри­ва­лось как на­ча­ло фор­ми­ро­ва­ния Древ­не­рус­ско­го го­су­дар­ства;

3) это со­бы­тие от­но­сит­ся к IX в.

Источник: РЕШУ ВПР: Вариант для подготовки 7.